История паркетного пола

Деревянные полы и их производство зародилось более 3000 лет назад. Еще древние египтяне и мастера древнего Китая в обустройстве полов использовали дерево, а древние греки, чьим основным материалом в обустройстве жилища всегда считался камень, стали основоположниками основного принципа отделки полов художественным узором из дерева.

Достоверной даты зарождения паркета нет. Во многом появлению паркета мир обязан готической Европе. Отчасти это связано и с доступностью дерева и его способностью сохранять тепло в жилищах. К середине XI-го века полы уже настилали толстыми строганными половицами из нетвердых пород деревьев – ели, сосны или пихты. Такие доски обрабатывались грубо и однотипно, к тому же, большие размеры не позволяли укладывать их разными узорами. Тогда-то и возникла мысль о расчленении обычной массивной доски на планки геометрической формы меньшего размера, которые позволяли укладывать паркет особым образом. Так появляется штучный паркет.

Особую популярность паркет приобрел в XVI веке, когда повсюду была введена мода на паркетные полы. Родоначальником моды на декоративный деревянный пол является Франция, где впервые и было использовано слово «паркет». Интересно, что слово «паркет» (parquet) использовалось в средние века во Франции для обозначения небольшого парка. Позже так стали называть предназначенную для аудиенций часть зала, покрытую ковром. Ковры постепенно исчезли, а название закрепилось за настилами из деревянных планок и распространилось за пределами Франции.

В XVI веке мода на паркетное покрытие достигла и России. Большие массивные доски заменились небольшими «дубовыми кирпичами», которым российская знать дала название «косящий» из-за укладки паркета традиционным рисунком «елочка» на грубо сработанное основание обычно из мягкой породы дерева сосны.

Толчком для зарождения и развития художественного паркета в России была резьба по дереву, популярная в те времена. Сначала художественный паркет изготавливался русскими паркетоукладчиками на щитовой основе 2 способами – интарсией с применением инкрустации другой породой дерева и маркерами, которая состояла в наборных работах.

XVII век стал достойным продолжением паркетного дела на Руси. Паркет начали настилать на известняковое основание, замазывая швы между паркетными планками известью, замешанной на смоле. По краям стен укладывали дубовые бордюры. Резчики по дереву украшали паркетное покрытие тонкими резными деталями, что придавали художественному полу вид выполненной чеканки, так хорошо сочетающейся с позолотой.

Пик развития паркетного искусства приходится на конец XVII века. Это время называют Золотым веком художественного паркета. Именно тогда паркет становится не просто элементом оформления интерьера, а настоящим образцом высокого паркетного искусства. Русские паркетчики начали использовать новые сорта деревьев, расширив ассортимент до 50 пород. 

Петр I привнес в нашу страну много заморских новшеств, одним из которых был и высокохудожественный паркет. Приглашая из-за рубежа наиболее опытных мастеров паркетного дела, он первым в России начал укладывать паркет в Петербургских дворцах. Это нововведение так понравилось российским дворянам, что вскоре уже каждый дворянский особняк имел хоть в одной комнате выложенный паркетом пол. Закрыв в 1711 году Оружейную палату в Москве, где в мастерских занимались художественной резьбой по дереву, он перевел всех умельцев в Санкт-Петербург для изготовления полов в строящиеся дворцовые комплексы. Фабрики по производству паркета получили наибольшее распространение во второй половине XIX века. В 70-х годах XIX века в Петербурге было три фабрики по производству паркета: «Машинная фабрика, основанная в 1866 году» Беляева,«Паркетная фабрика»,

существовавшая с 1836 года и принадлежавшая Мансбаху, и фабрика Матиссена. А по данным справочного издания «Фабрично-заводские предприятия Российской Империи» в 1914 году паркет в Российской империи изготовляли на 85 предприятиях.

Русский паркет XVIII и XIX веков являются ценнейшим вкладом в мировую сокровищницу декоративного искусства. Нигде в мире не было такого разнообразного и высокохудожественного паркета, как в Российской империи. Доказательство этому – высокохудожественные паркетные полы в дворцах Санкт-Петербурга и Москвы – Зимний дворец (Санкт-Петербург), Останкенский дворец (Москва), Китайский дворец (Ломоносов) и т.д.

В начале XX века паркетные полы были уже в каждом доме и квартире. Это время наибольшей популярности производства паркета. Но вместе с популяризацией приходит и упрощение в укладке, и на замену высокохудожественным фигурным узорам приходит обычная «елочка», «шашечка» или «палуба». Правда, с развитием технологий и постепенным отходом от советского образа жизни в домах все чаще появляются непревзойденные узоры художественного паркета, так ценимого во все времена. Ведь на сегодняшний день в производстве паркета все зависит только от вкуса, цветовых предпочтений и финансовой возможности будущего владельца напольного покрытия №1 в мире – Его Величества Паркета!